Поцелуева Н.Г., В диалоге с Ломоносовым-2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 11 Активность детей, их раскрепощённость, повышенная по- требность во внимании к себе, в желании говорить и быть услы- шанными, как учителем, так и одноклассниками создаёт определён- ные трудности для педагогов и заставляет искать альтернативные формы классическим формам работы с классом (кстати сказать, всё увеличивающимся по численности учеников). Класс становится как будто тяжёлым, неподъёмным для учителя. Всё более ускоряющий- ся ритм жизни не может не влиять на наших учеников. Остановить или хотя бы приостановить темп жизни не в наших силах. Продол- жать работать, игнорируя потребность наших учеников в быстрой «смене картинки», в итоге приводит к монологу учителя или к по- тере интереса наших учеников к тому, что мы им предлагаем. Убе- ждать себя и своих учеников в том, что есть сферы жизни и области деятельности, где нельзя торопиться, – только упражняться в крас- норечии. Уроки-диспуты отчасти могут решить эти проблемы. Они проходят оживлённо, динамично, эмоционально. У ребят есть воз- можность наговориться, поспорить. Такие уроки всегда проходят быстро, время летит незаметно, а значит, есть желание продолжить дискуссию и на следующем уроке. Уроки-диспуты требуют прежде всего структурировать про- странство класса. Например, разделить всех учеников класса на группы. При этом количество учеников в группе не должно быть более пяти-шести. Таким образом, вместо класса в 25 или 30 чело- век (кому как повезло!) мы получаем 5 или 6 творческих союзов, команд, групп-оппонентов. Или создать две команды, которые займут противоположные стороны в диспуте. Команды должны сплотиться вокруг одного ли- дера, способного организовать группу, распределить роли и дать задание каждому. В этом случае количество участников в группе будет увеличено до семи-восьми. И таким образом в дискуссии поя- вится ещё и аудитория, сторонние наблюдатели, выносящие в конце свой вердикт. Командная работа хороша уже тем, что команда работает не- сколько изолированно от класса, в своём темпе, который приемлем для участников группы. У каждого из команды точно есть своя роль, своё значение, свой вклад в общее дело. Роль лидера группы, командира, не фиксируется за отдельным человеком, в разных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2