Поцелуева Н.Г., В диалоге с Ломоносовым-2020

XVIII ВЕК 107 Приложение И. В. Кузнецов XVIII ВЕК В РАЗВИТИИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ 7 В современной российской культуре сохраняется давнее и глубоко укоренившееся представление, будто русская литература началась «с нуля», «ниоткуда», после социокультурной реформы Петра I. Это представление прямее всего восходит ко взглядам В. Г. Белинского, заложившего основания национальной науки о литера- туре. Древнерусская книжность XI–XVIII веков не была художест- венной: она стремилась способствовать христианскому спасению души, она и возникла именно для осуществления «душеполезных» задач. Белинский же не мыслил литературу вне художественности. Поэтому допетровское время, когда русская книжность руково- дствовалась не эстетическими, а религиозными принципами, для него как будто не существовало 8 . Белинский не был одинок в таком рассуждении. Степень зна- комства образованных людей начала XIX века с памятниками древ- ней русской письменности была в целом ничтожной. И ущербность такого положения вещей современниками осознавалась. Не случай- но русское романтическое движение первой трети XIX века, отли- чавшееся подчеркнуто выраженным национальным пафосом, инте- ресовалось едва ли не в первую очередь литературой. Возникшее в 1811 году «Общество любителей российской словесности» по са- мой своей программе должно было способствовать развитию имен- но национальной словесности, утверждению ее самобытности. Ис- торическое сознание в подходе к русской литературе с первых шагов связывало ее не с европейским контекстом, а с русским. Появилась практика обзоров отечественной словесности, подводя- щих к современности из дальнего национального прошлого. В пер- вое десятилетие после создания Общества такие обзоры делали 7 Материал из пособия: Кузнецов И. В. Российская художественная литература: От Кантемира до «Мертвых душ». Новосибирск, 2018. С. 5–37. 8 Ср.: «С Ломоносова начинается наша литература». – Белинский В. Г. Литератур- ные мечтания // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1948. С. 29. – Белинский даже Кантемира с Тредиаковским охарактеризовал снисходительно, приписав соз- дание русской поэзии одному лишь Ломоносову.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2