Ломаев А., Судьба, посвященная небу_Забайкальский рабочий.-2000.-№77-с.3
7</. у/ей Ля г is k z j . +/а . а . т у О^У С L .^ Д /<ол><хе/ ) 27 АПРЕЛЯ 2000 г. @2ЛБДЙШЬСКИЙ РАБОЧИЙ № 77 сражении над Кубанью. Бои были жесто кие. Фашистов уже гнали с Кавказа, а они упорно стремились повторить свой успех 1942 года. Авиаторам была поставлена за дача — завоевать господство в воздухе. И только высокое мастерство летчиков по зволило выполнить эту задачу. В апреле 1943 года, в разгар сражений, летчики дивизии уничтожили 180 немецких самолетов, а 70 из них — на счету 16-го авиаполка, в котором продолжал службу ка питан А. Покрышкин. В июне их дивизия стала именоваться 9-я гвардейская. В небе Кубани окончатель но отшлифовались основные слагаемые победной формулы воздушного боя, рож денные Покрышкиным: высота — ско рость — маневр — огонь! Ее краткий смысл Покрышкин расшифро вывал коротко: — Высоту мы превращаем в скорость, ко торая обеспечивала нам нужную внезап ность и маневренность, уничтожающий ог невой удар и... опять же высоту на выходе СТАНОВЛЕНИЕ ГЕРОЯ В ЕРВЫЙ этап воздушных сражений над Кубанью стал периодом три умфа уже прославленного летчи ка. 24 мая 1943 г. Покрышкину присваивается звание Героя Советского Со юза. К этому времени наши авиаполки ста- подходе к передовой 80 бомбардировщиков под прикрытием 10 истребителей. Полсе кунды на принятие решения: одна четверка сковывает немецкие “мессеры”, вторая — бьет “юнкерсов”. Риск? Да! Безумие? Нет! Расчет и дерзость! Через несколько минут “юнкерсы” рассеяны, “мессеры” выходят из боя, на земле — 10 огненных костров из сбитых самолетов. Для охраны и прикрытия своих бомбарди ровщиков и штурмовиков Покрышкин пред- МЕЧТА ЛОВА этого марша-песни вскружи ли в 30-е годы головы многим сот ням мальчишек, увлекшихся меч той покорять небо. Челюскинская эпопея 1934 года и первые Герои Советско го Союза — а это были летчики — много кратно усилили душевные порывы молоде жи. Но сибирский парнишка Сашка Покрыш кин опередил этих мечтателей почти на 10 лет. Первый самолет, появившийся в небе Но восибирска в 1923 году, опустошил классы многих школ города — ребятня, пропуская уроки, днями пропадала на военном пла цу-аэродроме. И уже ничто не могло остано вить у Сашки желание летать самому. А реальный отсчет времени для осуще ствления мечты пошел с другого момента. Однажды за ужином Александр тихо-мирно произнес родителям: — Хочу ехать учиться на летчика! От отцовского ремня 'юного мечтателя спасла добрая бабушка. Родители хотели учить его... на бухгалтера?! Окончил 7 клас сов, ушел из дома на завод, поступил в ФЗУ, жил в общежитии. Учился он хорошо и в школе, и в училище — парень был сообра зительный. Активно занимался спортом, по могал организовывать планерный кружок. Как плату за усердие в 1932 году получает путевку в летную школу в г. Пермь. Единст венный из своих сверстников на заводе про шел медкомиссию. А в Перми к этому вре мени закрыли летное отделение. Покрыш кин, хотя сначала и с неохотой, но окончил авиатехническое и был направлен в 1933 году в ряды Красной Армии. Началась воен ная служба. В петлицах его формы — ключи, а он мечтал о крылышках. И вот — его характер сибирский: 44 рапорта подавал он по на чальству с просьбой направить в летную школу, писал даже Климу Ворошилову и ко мандующему ВВС РККА. Наконец ему при ходит вызов прибыть в Москву для сдачи эк заменов в ... Военно-воздушную академию имени Жуковского. И это при его-то семи классах и ФЗУ! Видимо, кто-то пошутил. А Покрышкин поехал! Успешно сдал 2-3 экза мена, но быстро гСонял, что академия может закрыть ему дорогу в небо. Отбыл в свою часть, в Краснодар, а там вскоре начал функционировать аэроклуб. Именно здесь Покрышкин впервые само стоятельно стал летать, получил направле ние в Качинскую летную школу — знамени тую кузницу летных кадров. В 1939 году лейтенант Покрышкин приступил к военной службе в боевом авиаполку в Молдавии. Сбылась мечта, в петлицах — крылышки. В биографиях многих сотен летчиков довоен ной поры это был редкий случай — 15 лет добивался упорно сибирский парень испол нения своей мечты. Среди молодых летчи ков авиаполка он самый “старый" по возрас ту — 26 лет, из летной школы — отличная характеристика. ¿1 п II ■ 1 j 1 ВОИНА В Е ЖДАЛИ. Чувствовали ее уже со дня на день.., а началась она все-таки внезапно. Для летчиков “работа" закипела: разведка, при крытие наземных войск, бомбежка скопле ний вражеских войск, сопровождение бом бардировщиков... Первые воздушные бои, первые сбитые самолеты врага, первые свои потери... По крышкин — командир эскадрильи — “рвет и мечет”: погибают летчики, которые начали воевать по старинке, летают себе спокой ненько, на малой высоте маневрируют на плоских виражах. Ругается: — Вас, как малых котят, как куропаток, “мессеры” бьют атакой сверху, а вам отве тить нечем. Мы на учебе это уже проходи ли... Наши козыри — высота и скорость! На ши Миг-3 не хуже “мессершмидтов”. Потому в бою “миги” атакуют, “чайки" и “ишачки” прикрывают. Летчики слушают, понурив головы, а ко- мэск снова рубит с плеча: — В бою рассыпаетесь и бье тесь поодиночке. Да немцам толь ко это и надо. Наш строй — пара ми или тройками, так держитесь и в бою. Меня уже дважды ведомые оставляли одного против группы “мессеров”. Еще такое произойдет — отдадим под трибунал. Нача лась война, надо беречь свои ря ды, воевать по-умному! Командир эскадрильи ввел не гласное правило — после каждого возвращения с боевого задания группой обсуждать его резупьтаты на аэродроме, у самолетов. О себе Покрышкин позднее ска жет: “Я до исступления отрабаты вал фигуры высшего пилотажа, по стоянно думал о новых приемах воздушного боя, о том неожидан ном для противника маневре, кото рый ставит меня в выгодное по от ношению к нему положение, а это — победа. Меня спрашивают: рисковал ли я в бою? Да, конечно. Я рисковал в поединках с врагом, но моя дер зость всегда опиралась на четкое взаимодействие с ведомым и дру гими летчиками. И к черту слюн тяйские рассуждения об удаче, судьбе, о везении в бою...” Мужал и набирался боевого опыТ'а'комэск, с утрЬённбй энерги ей учил он уму-разуму своих пи томцев. Первые “крючки” высшего пипотажа в воздухе перерастали в стройную систему организации воздушного боя во всех его прояв лениях. Вскоре 55-й авиаполк стал во многом образцовым в ди визии. А в декабре 41-го за актив ное участие в Ростовской опера ции полк был удостоен звания гвардейского. А это уже о многом говорит! Молва об отважном летчике-но- ваторе постепенно докатилась до командования воздушной армии. Генерал К.А. Вершинин стал ак тивно содействовать широкому распространению в армии нова торских поисков Покрышкина. Ему нравилось упрямое стремление этого командира внести железную систему в стихию воздушного боя, подчинить ее нерушимым законам. 16-й гвардейский авиапопк ввели в качестве цементирующего ядра во вновь сформированную авиадиви зию. Новый командир дивизии дал “зеленую улицу” организаторским способностям комэска А. Покрыш кина. Талант летчика-цстребитепя и командира-организатора во всей полноте проявился в воздушном из атаки. Казалось бы, простая истина, но сколь ко труда и пота вложил неутомимый и не угомонный комэск в ее признание, сколь ко памятных обелисков осталось на зем ле, пока летчики познавали жестокие пра вила воздушного боя во всем его много образии. ли получать в большом количестве новей шие типы самолетов — скоростные, высот ные, с пушечным вооружением. Гвардейцы Покрышкина совершенствуют тактику воздушного боя, патрулирования, “свободной охоты”. Девиз летчиков: врага не ждут, врага ищут. Две “четверки” Покрышкина встречают на Репродукция из фотоальбома фронтового корреспон дента Якова Рюмкина “От Сталинграда до Берлина”. СКРОМНЫЙ Иногда Мария Дмитриевна смотрит телепередачу “Ищу тебя” и удивля ется тому, как люди через много лет находят друг друга. Эх, будь она по моложе и поздоровее, то, может, однажды написала бы на телевидение, ей тоже есть кого поискать в этой жизни. Правда, те, о ком она сейчас вспоминает все' чаще, не в России находятся, а на Украине, в Польше, Че хословакии. АРИИ Фоминой было 17 лет, когда началась война. Одного за другим взяли на фронт отца и брата, и она была вынуждена, бросив шко лу, пойти работать на водокачку станции Толбага, где жила их семья. Мать в ту пору не работала, сильно болела. На станции ос тались одни подростки, как Маша, да жен щины, 23 мужчин призвали в армию. Она выучилась на помощника машиниста водо качки, в военное время это была ответст венная должность, ведь надо было быстро и четко заправлять водой паровозы, веду щие составы на фронт. Как сейчас помнит, 1 апреля 1942 года ей приказали немедлен но собираться и ехать в Читу, где юную же лезнодорожницу включили в состав восста новительного поезда военно-эксплуатаци- онного отделения № 32, который должен был следовать в Белоруссию. Очень убива лась Маша, что с матерью не увидится, ко торая, как потом оказалось, семь дней и но чей провела на станции Толбага, поджидая дочкин состав и держа для нее наготове полмешка картошки и узелок с печеньем. Но поскольку поезд в Толбаге заправлялся во дой, то свиделись дочка с матерью. Маша по молодости лет держалась уверенно, а мать исходила от слез, понимая, на какую- бойню она ее провожает. Конечно, Маша при матери виду не пока зывала, а как попали в Белоруссию, так на терпелась страха — сколько раз она была на грани гибели при бомбежках, крушениях. Даже потом, когда в 45 году вернулась до мой, привыкла спать, съежившись в комо чек, стараясь поменьше занять места. Спус тя уже более полувека Мария Дмитриевна говорит: — Как вспомню про войну, так плачу. До чего же было там страшно, жутко, хотелось в любую щель забиться от взрывов. Я вооб ще была тихая, смирная, с маленькой стан ции, что я в жизни видела? У меня на войне, в 20 лет, появилась седина, думала, потом пройдет, нет, так на всю жизнь осталась. Мария Фомина в атаку не ходила, с вра гом лицом к лицу не встречалась, но и у них в восстановительном поезде не обходилось без жертв, на место погибших прибывало пополнение. Поезд продвигался вперед, восстанавливая разрушенные пути, вокза лы. В некоторых местах стояли долго, и тог да их, девчат, определяли на постой в раз ные дома. Мария Дмитриевна и сама не знает, чем уж она брала своих хозяев, но они относились к ней приветливо, ласково, жалели хрупкую, маленького росточка дев чонку, коротко стриженную. И где бы их со став ни останавливался, Мария Фомина везде работала на станционных водокачках, заправляя паровозы. К хозяевам возвраща лась усталая, падая с ног, короткий отдых — и опять на объект, где ей даже автомат был положен. Как ни странно, она его не бо ялась, потому что с детства была приучена к оружию, отец был охотником. В январе 1945 года их поезд стоял в Кар патах. Со всей душой относилась к своей постоялице молодая украинка Мария Богда нович. Даже фотографию, где она с сыном, подарила ей на вечную память. Но дольше всего их поезду пришпось стоять на станции Калевария, что в Польше. Здесь она тоже пришлась по душе хозяевам, которые име ли двухэтажный дом. Пани нигде не работа ла, воспитывая троих детей, пан держал мастерскую. Хоть и молода была Мария, но сообразила, что не всех поляков война ка сается, эти живут вообще припеваючи, ни во что не вмешиваются, в то время как в ты лу, в далеком Забайкалье, женщины, над рываясь, валят лес, сплавляют его по ре кам, а тут пани и ее семья ходят нарядны ми, сытыми, костел посещают. Постоялицу они стали звать чудно — пани Марыся, уго щали ее “Зелым хлебом, а когда уезжала, тоже подарили фото. Именно на этой стан ции Калевария Маша Фомина встретила из вестие о Великой Победе. Не удержалась от радости, схватила автомат и давай па лить так, что после плечо неделю болело. После Победы поезд перевели в Чехос ловакию. К сожалению, Мария Дмитриевна уже не помнит названия станции, где они стояли. Но зато не может забыть гостепри имство, радушие, которое ей оказала про стая чешская семья по фамилии Гайдуковы. Почти месяц жила у них Маша, очень подру жилась с хозяйкой Милой и ее дочкой Ган кой, а муж Милы погиб на войне. Они учили говорить по-чешски советскую девушку, рас спрашивали о ее жизни. Они настолько при вязались к пани Марысе — те ее так же на зывали, как в Польше, — что обе заплакали, когда узнали, что она уезжает дальше. “Ос тавайся с нами, — уговаривала ее Мила, — дом большой, места хватит, будем вместе вести хозяйство”. Да какое там, девушка всем сердцем рвалась домой, к маме, от ко торой она за войну ни одного письма не по- пучила, мать была неграмотной. Когда чешки поняли, что пани Марысю им не уговорить, да, в конце концов, она у них п L г 1 ЦвяЛ •* НИИ ложил оригинальный строй — “этажерку”. Через нее ни один немецкий истребитель не мог пробиться к бомбардировщикам. 24 августа 1943 г. А. Покрышкин был на гражден второй Золотой Звездой Героя СССР . Одновременно с нею Покрышкину вручили в Москве золотую американскую медаль “За боевые заслуги” за успешное ос воение в воздушных боях американских ис требителей “Аэрокобра”. А.И. Покрышкину предлагают высокие должности в другой дивизии, но он не хочет покидать ставший уже родным авиаполк. Его вызывают в Москву, в штаб ВВС,- пред лагают должность начальника отдела под готовки истребительной авиации. Отказал ся! Нет, его не прельстила генеральская должность (а он всего-то майор). Покрыш кин сказал твердо: “До конца войны с фрон та не уйду!”. И высокое начальство поступило мудро: с мая 1944 года Покрышкин принимает свою, теперь уже 9-ю гвардейскую авиадивизию. Ее в составе корпуса передали в состав ВВС 2-го, а затем и 1-го Украинских фрон тов. В зоне действия их разыгрывались крупнейшие сражения. Авиадивизия при крывала с воздуха стремительное продви жение на запад конно-механизированных и танковых соединений. Забот у командира много, но Покрышкин находил время для боевых вылетов. Росло число звездочек на фюзеляже его самолета, а 19 августа 1944 г. число Золотых Звезд на его груди увеличи лось до трех. Вот она — вершина славы — трижды Герой Советского Союза! 50 сбитых стервятников! И вот уже острие главных ударов нацеле но на Берлин — логово фашистского зверя. Преимущество советских войск подавляю щее, но враг упорно сопротивляется. 2 мая пал'Берлин. 9-ю авиадивизию развернули на Прагу. Здесь 10 мая летчик Голубев сби вает немецкий “Дорнье", пробирающийся в зону союзников. Он стал последним само летом, сбитым летчиками 9-й гвардейской авиадивизии в годы Великой Отечествен ной войны. Покрышкин признавался позд нее, что ему очень хотелось сбить немец кий самолет над Берлином, но... не повез ло. Закончилась война. Затихла боевая ра бота летчиков 9-й гвардейской. За участие в победном сражении ей присваивается на именование Берлинской. На ее знамени — три боевых ордена. Полковнику А.И. По крышкину, трижды Герою Советского Сою за, доверяют нести штандарт 1-го Украин ского фронта на Параде победы в Москве. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ А ЭТОМ можно бы и закончить небольшой бесхитростный рас сказ о жизненном пути сибирско го парня Саши Покрышкина. Меч та вывела его на трудно вообразимую вер шину славы. Его жизнь стала буквально звездной: на фюзеляже самолета 59 звез дочек, по числу сбитых стервятников Ге ринга, на груди — три Золотые Звезды Ге роя, маршальская звезда. На фронтовой гимнастерке — пять орденов Ленина, четы ре ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, два ордена Суворова, ор- ден Октябрьской Революции, есть ино странные награды. Его школа боевого мастерства вывела к Золотым Звездам 30 (!) летчиков, которыми он командовал и которых обучал и воспиты вал, а три летчика удостоились этого звания дважды. Всего семь воздушных асов совет ских ВВС сбили 50 и более самолетов про тивника, и из них четверо — из 16-го гвар дейского авиаполка, в котором служил А.Й. Покрышкин с 1939 года. Звучит, правда! И при такой насыщенности воздушными боя ми наш отважный летчик ни разу (!) не был сбит, ни разу (!) не выбрасывался с пара шютом, не лежал в госпитапях; имел только две вынужденные посадки из-за серьезного повреждения самолетов. Что — цыганка нагадала судьбу?! Нет! Это — его наука побеждать в действии. Покрышкина как-то спросили журналисты: — Ваши три памятных события военных дней? Улыбаясь, командир дивизии ответил: — Еще перед войной опытные летчики го ворили нам, молодым, что самым памятным будет первый бой. И действительно. На вто рой день войны я в паре вылетел на раз ведку. Нас атаковали пять “мессеров”: три — в лоб, а двое караулят выше. Я дважды делаю горку, атакую, но... оба раза мне'не дают завершить атаку. А мой напарник, не был сторонником моих приемов боя на вер тикали, и его спокойно прижал “мессер". Иду на выручку и ударом снизу третьей очере дью сбиваю его. На душе так приятно — ура! Первый есть! Забыв обо всем, смотрю, как он врезается в землю. И вдруг... пэра “мессеров" уже сидит у меня на хвосте. Крепкую порцию очередей мой самолет по лучил, трудно слушается управления. Пики рую до земли и на бреющем ушел на аэро дром. Вот так в первом же бою я прозевал, меня подловили... Но зато какой богатый материал для моей науки побеждать! Второе памятное событие — это, конеч но, поиск танков Кпейста под Ростовом в ноябре 41-го. В снежную метель один кру тился почти над землей. Чуть не замерз в сосульку. И случись что — никто бы и не на шел меня. Так что орден Ленина получил заслуженно. А третье событие — это третья Золотая Звезда. Сколько уже было в Вооруженных Силах страны дважды Героев... И букваль но десятки из них были на шаг от третьей.., Выбор решила не судьба, не везение или протекция, а что-то более весомое. Пожа луй, это то, за что меня еще в ФЗУ приятели хвалили: “Сашка-рационализатор". Полково дец A.B. Суворов создал для русской армии “науку побеждать". Его заповеди служили путеводной нитью в сражениях. Летчик-ас' сконцентрировал летные заповеди в свою “науку побеждать”: — Врага не ждут, врага ищут! — Талант летчика не только в том, чтобы сбивать, но и чтобы не позволить “садиться" себе на хвост. — Обеспечить себе превосходство в воз д ух е— это способность самого летчика. И еще много других. После войны А.И. Покрышкин окончил в 1948 году Военную Академию им. Фрунзе, в 1957 — Военную Академию Генштаба. В 1972 году ему присваивается звание Мар шала авиации. И кому же, как не ему, зани маться подготовкой молодежи к военной службе в ВВС — он возглавляет Союзный ДОСААФ... Герои живут в памяти народной. Правда, стремительный бег времени приглушает ве личие их подвигов. Тогда возникает необхо димость вспомнить их имена. На правах земляка А.И. Покрышкина в год 55-летия Великой Победы я решил напомнить забай кальцам об одном из тех, кто ковал ее в не бе над Отчизной. Аркадий ЛОМАЕВ, бывший капитан запаса. НА СНИМКЕ: А.И.Покрышкин у своего самолета (1944 г.) ПЛАТОЧЕК не в гостях, а на службе, стали в дорогу со бирать, печь ей булочки, как это в свое вре мя делала ее мать. Мила выбрала из всех фотографий одну, ту, где она на лужайке кормит потешных индюшат, И подарила Ма рысе. Ганка отдала свою, где она, десяти летняя девчушка, стоит на солнышке. Види мо, много добрых слов они написали на снимках, но поди их разбери, коли не зна ешь чешского. Но кое-что понять можно: они за что-то благодарят Марысю, желают ей счастливой жизни и надеются на встречу. На обоих фото их обратный адрес. Потом Мила пошла провожать девушку на стан цию. Отдала ей узелок с гостинцами, Мары ся спросила: “А как же бы ть с платоч ком ?” “Бери себе на память, может, где в дороге пригодится”. Когда Марыся освои лась в вагоне, то увидела там... Милу, ока зывается, та вошла с другой стороны. Так и провожала ее 60 километров, плакали друг от друга тайком. Только в конце июля 1945 года закончи лась для Марии Фоминой война. Со станции Глевец, что на границе Чехословакии с Гер манией, она вместе с другими железнодо рожниками отправилась домой, в родную Толбагу. Потом переехала в Петровск, вы шла замуж, стала Марией Золотой, воспита ла сына, дала ему высшее образование, он теперь живет на Украине. До самой пенсии проработала на металлургическом заводе на рядовых должностях. Нет-нет да и вытащит из сумочки завет ные фотокарточки, на которых шустрая ук раинка Мария, важная польская семья и близкие до слез чешки — Мила и Ганка. А еще Мария Дмитриевна Золотая очень до рожит скромным зеленым платочком с бе лыми полосками, в который когда-то были завернуты булочки. Время от времени она стирает и гладит его, уже и дырочки от ста рости на нем появились, и все такой же мяг кий, ласковый, к рукам так и льнет. Плато чек, подаренный ей в год Великой Победы. Платочек, рядом с которым лежат ее награ ды. Кто знает, живы ли сейчас те женщины, с которыми ее, забайкалку, когда-то свела во енная судьба, все же они были ее постар ше. Но, скорее всего, живы и здоровы ма ленький сынок украинки, трое польских де тей, веселая чешка Ганка, теперь им всем за 60. Сохранили ли они теплые, светлые чувства от знакомства с юной железнодо рожницей Марысей, которая до сих пор хра нит не только их адреса, но и добрую па мять о них, далеких и недосягаемых, живу щих в чужих странах? Раиса ОЛЕЙНИК, соб. корр. г. Петровск-Забайкальский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2