Сибирский Колизей, 2007, № 3
«Леди Макбет Мценского уезда» Страсти из будущего Под конец юбилейного года Дмитрия Шостаковича Новосибирский театр оперы и балета показал премьеру) новой версии «Леди Макбет Мценского уезда», над которой работали главный дирижер театра Теодор Курентзис и известный польский режиссер Генрих Барановский. В Новосибирском театре оперу «Леди Макбет Мценского уезда» ставили сравнительно недавно - в 1997 году. Спектакль был совместной продук цией с Баденским театром из Германии, ставил его немецкий режиссер Гюнтер Кенеманн. По общему мнению, постановка была удачной, ее номинировали на «Золотую маску» (каковую и получила исполнитель ница главной партии Светлана Савина), а несколько солистов были замечены Мстиславом Ростроповичем и приглашены им в «Леди Мак бет», над которой он тогда работал по заказу нескольких крупных евро пейских театров. Интересно, что нынешняя постановка тоже имеет внятный немецкий «акцент»: польский режиссер Генрих Барановский (он, кстати, тоже один раз уже принес успех Новосибирской опере: «Жизнь с идиотом» в его постановке два года назад взяла «Золотую маску» как лучший оперный спектакль России) много лет прожил и проработал в Германии. ной грязной трубой. Труп Зиновия Борисовича, несчастного интелли гента, про которого с самого начала ясно, что не жилец, прячут в ржа вом металлическом баке. Жуликоватые менты, провинциальные шлюхи, наркотики, лагерные вышки и вертухаи, а посреди всего этого вдруг серебристый гоночный автомобиль, который, как сбывшуюся мечту, оглаживает Катеринин любовник Сергей - во всей своей беспросветно сти на сцене Новосибирского театра явлена картина угнетения и роскоши в неправильно устроенном обществе. Большой вопрос, остались ли в этом гиблом месте живые страсти. Ста рик Борис Тимофеевич, правда, забавляется с какой-то девкой. Но сама Катерина Измайлова в начале оперы подвержена, похоже, больше злому расчету, нежели плотскому томлению. Героиню Татьяны Зориной выда ет крупный план: господин Барановский приготовил солистам ценный подарок и жестокое испытание одновременно - два видеоэкрана по бокам сцены, где лица героев весь спектакль показывают публике на крупных или средних планах. У опытной дородной Катерины-Зориной, чем-то напоминающей по фактуре Татьяну Доронину, поначалу, как кажется, больше черт «настоящей» леди Макбет, нежели лесковской. И первое неподдельное чувство рождает у нее не любовная страсть, а при- Андрей Триллер (Старый каторжник) и Ольга Орловская (Катерина) Юрий Комов (Сергей) и Татьяна Зорина (Катерина) Режиссерски тот спектакль Кенеманна помнится довольно строгим и с точки зрения идеологического пафоса нейтральным. В этом смысле двум новосибирским спектаклям логичнее было бы состояться в обрат ной последовательности - господин Барановский словно крутанул время назад: программку и афишу постановки «украшают» факсимиль ные воспроизведения печально знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда», как принято было делать в недавние годы восстановления справедливости. А сам режиссерский замысел можно отнести к тому уважаемому, широкому и не сегодня сформированному течению в европейском театре, которое можно назвать антитоталитар ной режиссурой. Господин Барановский объяснил, что перенес действие оперы Шоста ковича в будущее, поскольку композитор-де опередил свое время как минимум на век. В таком случае его спектакль может быть отнесен к социальным антиутопиям: действие происходит на каком-то железно дорожном полустанке (художник Павел Добжицкий), в окружении без жизненного пейзажа, различные картины которого возникают на боль шом видеоэкране в глубине сцены. Возможно, общество пережило какую-то глобальную техногенную катастрофу - на это намекают свет лые комбинезоны, в которых хор становится похож на команду ликви даторов. Труд в этой глуши подневольный, недаром купец Измайлов- старший (Иван Потрицаев) смахивает на жестокого надсмотрщика над рабами. Но и подневольные, и хозяева жизни обитают в катающихся по рельсам вагонах, один из которых, специальный, превращен в похожий на золотую клетку будуар Катерины Измайловой. Земля эта страшная и проклятая, тут даже реки нет, чтобы Катерина в финале могла утопить свою соперницу Сонетку в бурном течении - каторжницы тонут в каком-то колодце, выходящем на поверхность чер частность к убийству: не случайно во время долгой сцены отпевания свекра она просто впивается взглядом в лицо лежащего в гробу покой ника. Сыграна Катерина довольно отважно, спета очень сильно. То же отно сится и к Сергею - тенору Юрию Комову. Вообще музыкальный уро вень постановки выше всяких похвал. То, что хор Новосибирской оперы, руководимый Вячеславом Подъельским, давно обошел коллег из столичных театров-тяжеловесов и стал лучшим в российских опер ных театрах, признают многие эксперты, и новая «Леди Макбет Мцен ского уезда» - убедительное доказательство их правоты. Что касается оркестра под управлением маэстро Теодора Курентзиса, то от премьеры осталось впечатление, что коллектив много лет только и делал, что оттачивал именно эту оперную партитуру. Господин Курентзис в последние несколько сезонов прославился яркими, темпераментными и неожиданными версиями классики, часто в концертном исполнении. Собственно говоря, музыка Шостаковича провоцирует на броскость, на повышенный градус аффектации. Господин Курентзис на «провокацию» не поддался, взял не темперамен том, но умом. Музыка Дмитрия Шостаковича звучит не просто драма тичной 14 гениально безудержной, но какой-то, хочется сказать, фило софски объективной, мудрой, тревожной и знающей гораздо больше, чем изощренная и небедная на точные психологические детали режис сура. Теодор Курентзис продирижировал оперой, не сэкономив и не продав ни одной ноты, не упустив у Шостаковича ничего: ни насмешли вого, ни страшного. Роман Должанский («Коммерсант», №242, 26 декабря 2006 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2