Сибирский Колизей, 2007, № 3

«Леди Макбет Мценского уезда» Страсти из будущего Под конец юбилейного года Дмитрия Шостаковича Новосибирский театр оперы и балета показал премьеру) новой версии «Леди Макбет Мценского уезда», над которой работали главный дирижер театра Теодор Курентзис и известный польский режиссер Генрих Барановский. В Новосибирском театре оперу «Леди Макбет Мценского уезда» ставили сравнительно недавно - в 1997 году. Спектакль был совместной продук ­ цией с Баденским театром из Германии, ставил его немецкий режиссер Гюнтер Кенеманн. По общему мнению, постановка была удачной, ее номинировали на «Золотую маску» (каковую и получила исполнитель ­ ница главной партии Светлана Савина), а несколько солистов были замечены Мстиславом Ростроповичем и приглашены им в «Леди Мак ­ бет», над которой он тогда работал по заказу нескольких крупных евро ­ пейских театров. Интересно, что нынешняя постановка тоже имеет внятный немецкий «акцент»: польский режиссер Генрих Барановский (он, кстати, тоже один раз уже принес успех Новосибирской опере: «Жизнь с идиотом» в его постановке два года назад взяла «Золотую маску» как лучший оперный спектакль России) много лет прожил и проработал в Германии. ной грязной трубой. Труп Зиновия Борисовича, несчастного интелли ­ гента, про которого с самого начала ясно, что не жилец, прячут в ржа ­ вом металлическом баке. Жуликоватые менты, провинциальные шлюхи, наркотики, лагерные вышки и вертухаи, а посреди всего этого вдруг серебристый гоночный автомобиль, который, как сбывшуюся мечту, оглаживает Катеринин любовник Сергей - во всей своей беспросветно ­ сти на сцене Новосибирского театра явлена картина угнетения и роскоши в неправильно устроенном обществе. Большой вопрос, остались ли в этом гиблом месте живые страсти. Ста ­ рик Борис Тимофеевич, правда, забавляется с какой-то девкой. Но сама Катерина Измайлова в начале оперы подвержена, похоже, больше злому расчету, нежели плотскому томлению. Героиню Татьяны Зориной выда ­ ет крупный план: господин Барановский приготовил солистам ценный подарок и жестокое испытание одновременно - два видеоэкрана по бокам сцены, где лица героев весь спектакль показывают публике на крупных или средних планах. У опытной дородной Катерины-Зориной, чем-то напоминающей по фактуре Татьяну Доронину, поначалу, как кажется, больше черт «настоящей» леди Макбет, нежели лесковской. И первое неподдельное чувство рождает у нее не любовная страсть, а при- Андрей Триллер (Старый каторжник) и Ольга Орловская (Катерина) Юрий Комов (Сергей) и Татьяна Зорина (Катерина) Режиссерски тот спектакль Кенеманна помнится довольно строгим и с точки зрения идеологического пафоса нейтральным. В этом смысле двум новосибирским спектаклям логичнее было бы состояться в обрат ­ ной последовательности - господин Барановский словно крутанул время назад: программку и афишу постановки «украшают» факсимиль ­ ные воспроизведения печально знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда», как принято было делать в недавние годы восстановления справедливости. А сам режиссерский замысел можно отнести к тому уважаемому, широкому и не сегодня сформированному течению в европейском театре, которое можно назвать антитоталитар ­ ной режиссурой. Господин Барановский объяснил, что перенес действие оперы Шоста ­ ковича в будущее, поскольку композитор-де опередил свое время как минимум на век. В таком случае его спектакль может быть отнесен к социальным антиутопиям: действие происходит на каком-то железно ­ дорожном полустанке (художник Павел Добжицкий), в окружении без ­ жизненного пейзажа, различные картины которого возникают на боль ­ шом видеоэкране в глубине сцены. Возможно, общество пережило какую-то глобальную техногенную катастрофу - на это намекают свет ­ лые комбинезоны, в которых хор становится похож на команду ликви ­ даторов. Труд в этой глуши подневольный, недаром купец Измайлов- старший (Иван Потрицаев) смахивает на жестокого надсмотрщика над рабами. Но и подневольные, и хозяева жизни обитают в катающихся по рельсам вагонах, один из которых, специальный, превращен в похожий на золотую клетку будуар Катерины Измайловой. Земля эта страшная и проклятая, тут даже реки нет, чтобы Катерина в финале могла утопить свою соперницу Сонетку в бурном течении - каторжницы тонут в каком-то колодце, выходящем на поверхность чер ­ частность к убийству: не случайно во время долгой сцены отпевания свекра она просто впивается взглядом в лицо лежащего в гробу покой ­ ника. Сыграна Катерина довольно отважно, спета очень сильно. То же отно ­ сится и к Сергею - тенору Юрию Комову. Вообще музыкальный уро ­ вень постановки выше всяких похвал. То, что хор Новосибирской оперы, руководимый Вячеславом Подъельским, давно обошел коллег из столичных театров-тяжеловесов и стал лучшим в российских опер ­ ных театрах, признают многие эксперты, и новая «Леди Макбет Мцен ­ ского уезда» - убедительное доказательство их правоты. Что касается оркестра под управлением маэстро Теодора Курентзиса, то от премьеры осталось впечатление, что коллектив много лет только и делал, что оттачивал именно эту оперную партитуру. Господин Курентзис в последние несколько сезонов прославился яркими, темпераментными и неожиданными версиями классики, часто в концертном исполнении. Собственно говоря, музыка Шостаковича провоцирует на броскость, на повышенный градус аффектации. Господин Курентзис на «провокацию» не поддался, взял не темперамен ­ том, но умом. Музыка Дмитрия Шостаковича звучит не просто драма ­ тичной 14 гениально безудержной, но какой-то, хочется сказать, фило ­ софски объективной, мудрой, тревожной и знающей гораздо больше, чем изощренная и небедная на точные психологические детали режис ­ сура. Теодор Курентзис продирижировал оперой, не сэкономив и не продав ни одной ноты, не упустив у Шостаковича ничего: ни насмешли ­ вого, ни страшного. Роман Должанский («Коммерсант», №242, 26 декабря 2006 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2