Сибирский Колизей, 2007, № 3

а Китайский дневник Встреча через ток. Там и дворцы на сваях, и драконы на пагодах, и золотые карпы в прудах. В сувенир ­ ных лавках можно поторговаться и купить расшитые бисером тапочки, шелковый пла ­ ток, кимоно раз в 10 дешевле первой цены. Попасть из прошлого в будущее в Шанхае легко. Садишься на такси, и оно мчит тебя по туннелю под рекой Хуанпу (ширина 40 метров, глубина 9 метров) ровно три мину ­ ты на левый берег в деловой район Пудун, а там — к подножию, то есть к толстым, сло ­ новьим ногам телевышки «Жемчужина Востока». Это два огромных шара на шпиле, проткнувшем небо, — если смотреть снизу. Но, купив билет за 85 юаней, поднимаешься на высоту 263 метра, и тогда уже сверху видишь крыши небоскребов. Дух захватывает, когда идешь по кругу смотровой площадки, а город внизу стоит плотной стеной до горизонта, и каждый пустой клочок земли — это строительная площадка. Под башней попадаешь в музей истории Шанхая, где создан почти реальный мир - с помощью макетов, восковых фигур, музыки, звуков, световых эффектов, голограммы, видео, кинохроники. Великая иллюзия: за час, как в машине времени, проходишь трех ­ вековую историю. Теперь пора в Shanghai Grand Theatre, где второй вечер мы даем балет. Здание, как хру ­ стальный ларец, — светлое, прозрачное, воздушное. Построенное в стиле hi-tech, оно имеет три зрительных зала. Мы работаем в самом большом на тысячу шестьсот мест. Как подтвердил Александр Лисица, световое и звуковое оборудование точно такое же, как у нас в Новосибирске. Во время спектакля все внутренние двери блокируются и проникнуть в зрительный зал можно только через улицу, а это та-а-ак далеко. Еще инте ­ ресно, что во время действия ходит женщина между рядами и на вытянутых руках дер ­ жит табличку с фосфоресцирующей надписью «No photographing». С этим здесь строго. В зале много европейцев — понятно, мы же в эпицентре культуры. Сцена большая, удобная, коллектив работает блестяще. От солистов просто не оторвать глаз — позы, линии, прыжки — высший класс! Татьяна Григорьева в кулисах шепчет Виталию Полов- никову: «Видел, как Зеленский прыгает? Ногу вверх сразу ведет. Учись!» В финале зал взрывается аплодисментами. Это значит — успех и конец рабочего дня. 8 января 2007 года Общий разъезд. Балет садится на поезд и отправляется в город Гуанчжоу, а оркестр — в Сучжоу, где запланировал последний симфонический концерт на уже знакомой пло ­ щадке. Происшествий не случилось. Был успех, и это главное. Вот мнение дирижера Андрея Данилова: «Некоторые залы, где мы выступали, не имели не то что идеальной, но и просто хорошей акустики. В одном из залов мы вынуждены были использовать микрофоны — это был очень большой зал, который надо было подзвучивать. Это допу ­ стимые условия для концертов популярной классической музыки, но говорить о каком- то серьезном подходе и уже тем более тембральных тонкостях или балансе внутри оркестра — сложно. Некоторые залы не соответствовали необходимым требованиям. Завершение гастролей. Общее фото на память Гуанчжоу. «Здесь был Ашот» Меня впечатлило то, как прошел наш симфонический концерт в изумительном, очень уютном концертном зале в Шанхае и в потрясающем по красоте Шанхайском Grand Theatre, в котором очень хорошая акустика, и выступления проходили с большим успе ­ хом. Я видел улыбки и радость в глазах даже самых опытных артистов, которые за свою карьеру и овации слышали, и встающие залы видели. Даже для них успех важен. Я уве ­ рен, что удовлетворение и радость останутся теперь уже до конца гастролей. Я надеюсь, что в следующий раз, разумеется, если подобные гастроли состоятся, мы сможем при ­ везти серьезные классические произведения». 9 января 2007 года Этот день запомнится всем одинаково: поезд, стук колес, бесконечные остановки, зеле ­ ный чай в вагоне и возможность наконец-то выспаться. Б. Мездрич: «Что меня поразило в Китае? У нас, садясь в вагон, с трудом карабкаешься на высокую подножку и втаскиваешь свой чемодан. А там выдвигается трап, по которо­ му без труда можно катить груз. Это говорит очень о многом. Есть кондиционер, кото ­ рый регулируется в каждом купе, тихие, неслышные новые вагоны, каких у нас нет. Там действует своеобразный исписанный общественный договор — китайцы признают руководящую роль партии, а партия не мешает людям проявлять инициативу и эконо ­ мически развиваться». 10 января 2007 года В дороге удобно учить китайский язык. «Нэхау» — здравствуйте, «сиси» — спасибо. Ока ­ зывается, некоторые иероглифы возникли из рисунков, например «солнце», «человек», «дерево». Общее число иероглифов точно не известно. Для чтения газет достаточно знать 3000 знаков. В среднем словаре насчитывается 8000, а большой словарь XVII века включает в себя 47 000 иероглифов. Разные иероглифы могут звучать совершенно оди ­ наково. Чтобы различать их, существуют тона разной высоты. В литературном китай ­ ском языке различают четыре тона, а в региональных диалектах и говорах — их число значительно больше. А за окном-то город Гуанчжоу. Приехали. 11 января 2007 года Гуанчжоу — один из старейших городов Китая, морские ворота страны на протяжении 1000 лет. Город притягивал иностранцев с самого начала: во II веке н.э. это были римля ­ не и индийцы, через 500 лет прибыли арабские торговцы, в 1557 году португальцы основали колонию в Макао и появились в Гуанчжоу, через тридцать лет прибыли иезу ­ иты. В XVII веке под давлением англичан город был официально открыт для внешней торговли. У англичан были коварные планы: они просто «посадили китайцев на опиум» в обмен на чай, шелк и серебро. Попытка императора пресечь «незаконный оборот наркотиков» вылилась в Первую Опиумную войну 1839 года: англичане оказались силь ­ нее и захватили остров Гонконг «в вечное пользование». После войн Гуанчжоу превра ­ щается в колыбель восстаний и мятежа: здесь Сунь Ятсен стал первым президентом рес ­ публики Китай и в 1920 году возглавил Националистическую партию Гоминьдан. Сегодня город страдает от смога, перенаселения (6 миллионов) и напряженного транс ­ портного движения. Он развивается по типу Шанхая, растет вверх. Наших артистов порадовали теплый климат, натуральные пальмы и живые цветы. А вечерняя экскурсия на теплоходе по Жемчужной реке оставила сказочные воспоминания и экзотические фотографии в архиве у многих сибиряков. 12-13 января 2007 года Два последних дня в Гуанчжоу были похожи тем, что Новосибирский театр два вечера давал «Лебединое озеро» в старом театре, названном «Мемориальный зал имени Сунь Ятсена». В том самом здании, где 50 лет назад проходили наши первые зарубежные гастроли. Теперь можно себе представить, как это было. Оркестр располагается в пар ­ тере, потому что нет оркестровой ямы. Сцена маленькая, но, к счастью, ровная. Зал полон зрителей, которые тепло и щедро принимают театр из Сибири, приглашают приезжать снова и снова. 14-15 января 2007 года Что скрывать, на гастролях все устали и потихоньку мечтали о доме. Мы покидали уди ­ вительную страну — Китай, страну трудолюбивых людей с улыбками на лицах, страну, которая последние десятилетия поражает мир темпами экономического развития, уди ­ вительно сочетая это с неизменностью, твердостью своих традиций и устоев. Спрашиваю инспектора камерного оркестра Талгата Сарсембаева о главных китайских впечатлениях. «Китайцы — очень старательные люди, они пытались научиться рабо ­ тать. Сами говорят, что они неопытные. Эта компания впервые принимала столь боль ­ шой коллектив. Были прекрасные отели, транспорт, питание. Поразили города Шанхай и Гуанчжоу, и красотой, и тем, что люди там готовы воспринимать клас ­ сическую музыку и балет. Хорошо бы сюда вернуться...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2