Сибирский Колизей, 2007, № 3
Китайский дневник компас и порох. Китайцы научили мир производить шелк, керамические и фар форовые изделия, возделывать рис и чай. Верхом совершенства считались здесь резьба по нефриту, камню, слоновой кости и каллиграфические надписи на рисовых зернышках. Дух истории можно было бы почувствовать в городе Сиань, древней столице, где начинался знамени тый «Шелковый путь», откуда в середине VII века начал распространяться буддизм, где была найдена знаменитая терракото вая армия — более 10 тысяч фигур пехо тинцев, лучников, вооруженных настоя щим оружием. Жаль, города Сиань нет в нашем маршруте. За окном автобуса — Шанхай. Тринадцатимиллионный город, который сразу завораживает и восхища ет. Кажется, он уходит в небо, так много здесь небоскребов. Это самый радикаль ный город Китая, его называют Париж Востока или Королева Востока. И еще это родина Коммунистической партии Китая, Шанхайской коммуны, колыбель Револю ции. Переводчик Алеша сказал, что Пекин и Шанхай отличаются так, как Москва и Санкт-Петербург. На севере люди честные, простые, а на юге — умные и дело вые. И говорят они на столь разных диалектах, что с трудом понимают друг друга. 3 января 2007 года Работаем на Большой сцене Шанхая, по сути это бывший стадион на 10 тысяч мест. С двух сторон сцены укреплены огромные экраны, которые будут «укрупнять» дей ствие. На сцене опять проблемы. Холодно. Артисты в шапках, куртках и перчатках про водят урок. Занавес легкий, от сквозняка подлетает, обнажая все сценические работы. Что делать? Организаторы дают 15 человек, которые будут ногами и руками держать занавес у пола все антракты. Это отдельное зрелище!.. К спектаклю кондиционер нем ного согрел сцену. Но все артисты в кулисах оставляли теплую одежду, чтобы в паузы согреваться. Спрашиваю старшего машиниста сцены Ашота, как дела. Отвечает: «Мне снится эта музыка. Я знаю «Лебединое» наизусть. Могу уснуть, а к антракту сам просыпаюсь и бегу работать». Банкета сегодня не будет — выдали сухим пайком. 4 января 2007 года В Китае рекомендую посетить парикмахерскую. Там вам вымоют голову, сделают про фессиональный точечный массаж, высушат и уложат волосы, как пожелаете. Все это удовольствие стоит 10-20 юаней. Еще хвалят китайский массаж и баню. На сувениры и подарки хорошо покупать натуральный шелк и изделия из него. Есть музыка всех жанров на дисках, есть балетный магазин — в общем, наши артисты себя не обидели. В 19-30 вновь даем балет в том же Спорткомплексе. «Почему так поздно начинаем?» — спрашивают артисты. «Но ведь в 18.00 все ужинают,» — отвечает госпожа Ню. — «У нас это правило.» Действи тельно, днем рестораны пустуют, а с шести до семи вечера трудно найти место. Задаю вопрос заведующему осветительным цехом Александру Лисице о проблемах со светом. Говорит, что на пройденных площадках не было театрального света, везде при возили наемное оборудование. На стадионе в Шанхае получилось лучше, почти удалось достичь нужной световой картины, создать ощущение сказочности. 5 января 2007 года Особый день — даем симфонический концерт в знаменитом Шанхайском концертном зале, где работали великие музыканты мира. Зданию 100 лет, это центральная точка города. Когда реконструировали центр в 2003 году, его передвинули на 66 метров, чтобы построить скоростную дорогу. В дизайне зрительского фойе (работали англича не) — цветной мрамор, темное дерево, хрусталь, множество скульптурных компози ций, колонны, росписи. В зале с идеальной акустикой и концерт прошел фантастиче ски. Андрей Данилов вдохновенно дирижировал то оркестром, то зрительным залом, — зал дружно аплодировал. В финале овации — стоя! «Только ради этого концерта можно было все терпеть, забыть и приехать в Китай,» — это мнение артистов оркестра. Будто в подарок на обратном пути нас завезли на ночную набережную. Здесь река Хуанпу разделяет город на две части. По правой, где мы стоим, тянутся банки и отели XIX века, а за рекой — самые высокие небоскребы и «Жемчужина Востока» — знамени тая телебашня, самая высокая в Азии, третья в мире. Все расцвечено огнями — такую красоту трудно описать. Как сказал Конфуций, «изображение дороже тысячи слов». 6 января 2007 года Сегодня опять работаем в самом центре города, в современном Shanghai Grand Theatre. Перед началом спектакля нас ждал сюрприз, подготовленный госпожой Ню. Расскажу предысторию. До начала наших гастролей она дала объявление в газеты с просьбой откликнуться тех, кто 50 лет назад был на спектаклях Новосибирского театра оперы и балета. Среди многих позвонили три человека — переводчики, которые работали с нашим театром в 1957 году в течение трех месяцев в Шанхае, Гуанчжоу и Пекине, подружились с арти стами, долго переписывались. И вот они пришли за кулисы на встречу. На следующий день об этом написали газеты. Приведу фрагмент: «Мы ходили смотреть каждое высту пление», — вспоминает Тао Иэнь — в то время преподаватель Шанхайского Института Иностранных языков, а сейчас — сотрудник Комитета Культуры города Шанхая. Чэн Шу'и сохранила одну фотографию, которая была сделана во время встречи Председа теля Мао Цзэдуна с артистами новосибирской труппы после выступления в Пекине. На фотографии есть и она — переводчица. Тао Иэнь, Чжан Чжичэн и Чэн Шу'и открыли старый буклет и расспрашивали о каждом артисте. Директор театра Борис Мездрич и художественный руководитель балета Сергей Крупко рассказывали про артистов, выступавших пятьдесят лет назад. Почти все уже не работают в театре, некоторые оста вили этот мир.... Господин Мездрич набирает номер сотового телефона, а затем переда ет трубку Чжан Чжичэн и Чэн Шу'и. Оказывается, он позвонил в Новосибирск народ ной артистке СССР Лидии Ивановне Крупениной, которая тогда, 50 лет назад, танцева ла Одетту в «Лебедином озере», она до сих пор работает в театре педагогом-репетито ром балета. Гости поочередно брали трубку, разговаривая с Крупениной. Чжан Чжичэн говорит: «Вам сейчас должно быть 78 лет, желаю Вам здоровья и долголетия!». В антракте спектакля спрашиваю гостей о впечатлениях. Балет очень изменился, стал намного лучше, сложней и красивей, чем полвека назад. На вечернем банкете — импровизированный концерт художественной самодеятельно сти. Начала его китайская сторона: руководитель местного управления культуры спел национальные и русские народные песни, потом всех удивил Саша Ню, сопродюсер гастролей. Он вполне профессионально показал голоса птиц и животных, долго дер жал развернутую газету на носу, потом свернутую в трубочку и горящую. Оказывается, они с сестрой Дженнифер выросли в семье циркачей, с четырех лет тренировались, а с семи уже выступали на арене. Он — эквилибрист, а она работала в акробатическом номере. Наши артисты поспешили ответить китайским друзьям. С сольным пением у Дениса Костина и Ашота Чичакяна получилось не очень, но попытка была смелой. А вот джаз-бэнд в лобби первого этажа показал себя в полном блеске. Главное, что после массовых танцев уцелели двухметровые напольные вазы несметной стоимости. 7 января 2007 года Утром солнце осветило волшебный город. Но где национальная архитектура? Чикаго или Нью-Йорк, если бы не иероглифы на рекламе. Посмотреть на древний Китай удает ся лишь в маленьком оазисе — Старом городе, который зажат в центре кольцом высо- Сучжоу. Яков Наговицин пробует китайскую флейту Наталья Жук и Инна Прокопьева Шанхай. Телевышка «Жемчужина Востока»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2