Сибирский Колизей, 2007, № 3
Китайский Елена Медведская, пресс-секретарь НГАТОиБ дневник 26 декабря 2006 года Китай — это запах. Это понимаешь с первого шага в аэропорту Пекина. Кажется, это запах еды, который предлагает задуматься о том, как прокормить самую густонаселен ную (один миллиард триста миллионов человек) страну планеты, третью по площади. «Культура Китая — это культура еды», — скоро откроет нам секрет переводчик Алеша. Да мы и сами об этом быстро догадаемся на очередном банкете. Вместо «Как дела?» здесь спрашивают «Вы уже поели?» Китай — одна из самых древних в мире цивилизаций. Ее история охватывает 3500 лет. Китай — страна велосипедистов и рикш. Велосипед пришел из Европы, но насколько он стал китайским, можно судить по местной шутке: китайский ребенок рождается сидящим на велосипеде. И еще Китай с первого взгляда из окна автобуса — это великая стройка. Похоже, китай цы переселяются в небоскребы. Многоярусные автострады несут нас в многоэтажный город, перекрывающий вид на убогие старые домики. Это все — реальность современ ного Китая. Он разный — шикарный и нищий, цивилизованный и диковатый. Задер жавшись на известном социалистическом этапе истории, страна так устремилась впе ред, что обогнала на поворотах многих. На часах — 6 утра. Переполненные автобусы, метро везут людей на работу. Китайцы начинают день рано, работают много, быстро (берут количеством). По наблюдениям — где у нас справились бы трое, здесь трудится десяток. Но нет привычки чистить до бле ска свой город, ресторан, жилище. В Пекине холодно, зима без снега. Искусственные пальмы в огоньках, по небу плывут огромные рыбы. Закроешь рот, только сообразив, что это воздушные змеи. На завтрак в отеле — рисовый суп, рисовый хлеб, приготовленный на пару, стебли, коренья, рис, помидоры, арбуз и омлет. Привыкайте, господа артисты, вы в самой аграрной стране. Хотя всего 11% земель в Китае возделываются, остальное пространство — горы. 27 декабря 2006 Утро. Встречаем труппу театра — балет и оркестр. Теперь нас 120 человек. Артисты ночь не спали, но глаза горят. Впереди — свободный день. Уничтожив сухой паек, где- то раздобыли карту Пекина и отправились гулять по одиннадцатимиллионному городу. Кто куда. Такси довезет, стоит показать пальцем китайское название. Например, рынок «Ябаолу», где можно купить абсолютно все «made in China». Есть в Пекине редкий Жем чужный рынок, где понимаешь, пройдя в эйфории пять этажей, что Красота может быть дешевой. Группа энтузиастов из оркестра во главе с Инной Прокопьевой поехали смотреть главную достопримечательность страны — Великую Китайскую стену. А это не близко — два часа на машине. Но стоит того. Рассказывают: поднялись на стену, уви дели прекрасные горы до горизонта, прошли несколько метров, хотя сдувал холодный ветер. «Длинная стена», как ее называют китайцы, протянулась на 6300 километров через весь Северный Китай. Сооружение стены началось в IV-III веках до нашей эры, предназначалось для защиты от кочевников. Строительные работы продолжались еще много веков и были завершены в эпоху Мин, где-то в середине XVII века. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам. Примерно через каждые 200 метров стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями- Дженнифер Ню и ее коллеги Дирижер Андрей Данилов амбразурами. Верхняя плоскость стены некогда представляла собой широкую защи щенную дорогу. В наши дни некоторые участки этой плоскости заасфальтированы и используются как автомобильные дороги. До сих пор в Китае существует поверье: при коснувшийся к древним камням Великой стены человек обретает силу духа и величие. Другая группа театра, не менее героическая, тем временем отправилась исследовать и готовить площадку для открытия гастролей, Дом народных собраний. В Москве срав нимая по статусу площадка — Дворец съездов. Это самая престижная сцена Пекина, построенная специально для великого кормчего Мао Цзэдуна. Зал — на 10 тысяч мест, верхний ярус на три тысячи мест закрыли. На семь тысяч мест продали билеты. Мой, к примеру, в 19 ряду, стоил 1280 юаней (более 4 тысяч рублей), 39, последний ряд в партере стоил 420 юаней. Сцену нашей группе отдали только в 10 вечера, значит ночь работать. Успеем, если хозяева помогут. Сцена по ширине и высоте как наша, а вот глубина менее 20 метров. Оркестровая яма в два раза меньше. Заведующий оркестром Павел Францевич Мор нарисовал план рассадки музыкантов. Решили, что для такого нетеатрального зала необходима подзвучка. Что-то будет завтра? 28 декабря 2006 года Монтировщики работали всю ночь, а с ними вся постановочная группа и переводчики. Ударной силой в штурме языкового барьера была юная Аня Гиневич, ей как могли помогали китайские студенты гуманитарного факультета Соня, Коля, Настя и Алеша (они будут сопровождать нас по всему гастрольному маршруту). Кстати, к концу гастролей их русский заметно улучшился. «Мы тут мастер-классы проводим для работников, а переводчиков учим языку,» — ска зала помощник режиссера Татьяна Викторовна Григорьева. Старший машинист сцены Ашот Чичакян с ней согласен. Он всю ночь искал, будил и возвращал к делу китайских рабочих, которые утром первым делом съели завтрак, привезенный для русских. Нашим не привыкать — только в обед получили свои коробочки с едой. Назову всю группу: Александр Дранишников, Александр Лисица, Наталья Степанова, Галина Сели верстова, Лариса Иконникова. Продолжаются ЧП. Весь свет завели на пульте на одну ручку — невозможно разделить. Исправить это может только один специалист. Григо рьева командует — срочно разбудить и привезти его. Здесь не разрешено пользоваться желтым светом по каким-то национальным установкам. Надо выкручиваться. Вместо наших трех антрактов в «Лебедином озере» хозяева требуют только один, иначе зрите ли разойдутся — ведь метро в Пекине работает до десяти вечера. Приходится долго убеждать, что антракты нужны для смены декорации и переодевания артистов. Все дис куссии берет на себя директор театра Б.М. Мездрич. Вариации гастрольных проблем возникнут в каждом городе, не будем больше тратить на них драгоценное место днев ника. И вот в 13.00 на прославленную пекинскую сцену, где много лет великий Мао вдохно- Пекин. Дом народных собраний. Семь тысяч зрителей Татьяна Григорьева, Наталья Степанова и Александр Лисица влял речами компартию Китая, впервые выходит сибирский балет. Артисты, оде тые потеплее, без музыки, с опорой на ящики с реквизитом вместо балетного станка, проводят урок Художественный руководитель балета Сергей Крупко дает обычную нагрузку, несмотря на нестан дартные условия. Следом дирижер Андрей Данилов проводит, как положено, оркестровую репетицию. В 19.30 — начало спектакля. Наверное, для семи тысяч зрителей прийти в этот дворец — большое событие. Здание необъятно, помпезно, шикарно. В фойе — огромные расписные вазы, картины, макеты храмов в стеклянных витринах. Буфетов нет, гардероба тоже, и зрители в куртках, пальто идут в зал. Ни вечерних нарядов, ни украшений, ни туфель. Иначе замерзнешь. Но зазвучала музыка Чайков ского, и свершилось чудо. И солисты и кордебалет показали высокий класс мастерства. Наталья Ершова и Игорь Зеленский впервые танцевали вместе в «Лебедином озере» — дебют был прекрасным. Успех с ними разделили солисты Евгений Гращенко, Виталий Половников, Максим Гришенков, Лилия Зайцева, Елена Мараченкова и многие другие. Среди почетных зрителей была старейшая балерина, председатель ассоциации хореографов в Китае, первая исполни тельница партии Одетты в Китае, Пай Шу Сян. После спектакля она восторгалась мастерством артистов сибирского балета и захотела с ними сфотографироваться. А моя соседка по партеру рассказала, что ее родители 50 лет назад тоже смотрели новос ибирский балет. Она, чтобы впервые увидеть настоящий балет, взяла с собой бинокль. 29 декабря 2006 года Утром летим из северного Китая в южный город Нингбо. Неужели, согреемся? В аэро порту нас встречает госпожа Дженнифер Ню — генеральный менеджер Шанхайской компании «Все звезды культуры». (Ее переписку с господином Б.М. Мездричем по орга низации этих гастролей можно издавать как пособие по освоению российско-китай ского театрального менеджмента.) Встрече все рады. Теперь, когда «хозяйка» с нами, все преодолеем. Кроме холода в отеле и концертном зале. В Китае, как мы не сразу поняли, в южных городах вообще отсутствует система цен трального отопления. Его заменяют кондиционеры. Везде. Если вы догадаетесь, как им пользоваться в отеле, то будет тепло. И если заранее его включат в театре, то зал успеет прогреться к приходу артистов и зрителей. Но в такой огромной стране надо эконо мить и тепло и электричество... Уж потерпите, гости дорогие. В Нингбо мы даем только один симфонический концерт. Тысячный зал почти полон, температура плюс десять, и директор принимает решение не отменять концерт, но артистам работать в верхней одежде. Это скандал — из глаз Дженнифер текут слезы. Но другого выхода нет. Важно сохранить творческий коллектив и каждую «боевую единицу» в отдельности. Впереди — ох, непростые гастроли. В программе концерта звучит популярная симфоническая музыка Чайковского, Моцар та, Бизе, Брамса, Штрауса. Исполнение было столь виртуозным и вдохновенным, что за кулисами (как утверждают очевидцы) авторы гастрольного контракта станцевали тур вальса. Далее по плану был банкет, вернее — изучение китайской национальной кухни. Надо отметить, она очень поднимает настроение. 30 декабря 2006 года С утра мчимся на автобусах по автостраде, наблюдая из окон рисовые поля, мандари новые рощи и бесконечные современные деревни — двух-трехэтажные домики, объ единенные в общины. Их сменяют протянувшиеся на километры промышленные ком Репетиция оркестра НГАТОиБ на сцене Шанхайского концертного зала в фойе танцуют, изображая лебедей, кружатся, машут руками. Этакие милые гадкие утята — загляденье. Не зря мы приехали! 2 января 2007 года Из книг мы знаем про четыре величайшие изобретения Китая, которые изменили ход мировой истории. Это бумага, книгопечатание, морской плексы, построенные совсем недавно. Миллионы людей получили работу, продукция насытила мировой рынок. Государство щедро строит жилье, ипотечный кредит соста вляет 5% (сравните, у нас — 14%). Вот оно — экономическое чудо Китая. Въезжаем в пятимиллионный город Сучжоу, которому более тысячи лет. Здесь мы поселимся в отеле, а работать на один вечер поедем в маленький город Уцзян. Там для нашего симфонического концерта арендован стадион, вмещающий около трех тысяч зрителей. Я спрашиваю заведующего оркестром Павла Францевича Мора об условиях работы в гастрольном варианте. Мор перечисляет тезисно: «В контракте мы оговорили, что нам предоставят здесь арфу, три контрабаса, литавры, большой барабан, колокольчики. Но 29-го не было арфы, пришлось программу изменить. Сегодня арфа есть, но на ходу меняем струны. На три виолончели пришлось брать билеты в самолете, чтобы не сда вать в багаж дорогие инструменты, а то могут разбить, как случилось в Германии. Залы разные, иногда огромные — требуется подзвучка. Настроение в оркестре отличное. С нами 10 студентов, некоторые впервые за границей». В программу концерта, кроме популярной классики, вошли две китайские песни, исполнила которые известная солистка из Шанхая Тон Минь Ся. У нее красивое сопра но, сдержанные манеры. Концерт получился эффектным и прошел в таком стремитель ном темпе, что к финалу всем стало жарко. Неужели завтра Новый год? 31 января 2007 года «Путин любит Новосибирский театр оперы и балета» — такой лозунг украшает нашу афишу у входа в Большой зал народных представителей города Сучжоу. Вот это пиар! Спектакль монтировали опять ночью, преследуют проблемы со светом, за четыре часа до начала «вылетел» компьютер. «Везите другой, иначе спектакля не будет,» — строго говорит Татьяна Григорьева. И привезли. Зал на полторы тысячи мест, а сцена маленькая. Оркестровая яма без ограж дений — музыканты сидят на виду. Сегодня в «Лебедином озере» солируют солистка Дрезденской оперы Елена Востротина и Виталий Половников. Оба в прекрасной форме, работают вдохновенно, с хорошим настроением. Если взглянуть на зрительный зал из последних рядов, он весь в огоньках. Это телефоны и фотоаппараты, нацелен ные на сцену. Идет тотальная частная фотосъемка. Зрители увлечены, аплодируют часто и точно. Рядом со мной в четвертом ряду сидит молодая китаянка с младенцем на руках, рядом дочка лет четырех. Перед увертюрой она начала кормить ребенка гру дью, качала его все первое действие, во втором он уснул. А мама не шелохнувшись жадно смотрит на сцену. Там — прекрасная сказка, мечта, здесь на руках — реальность. - В театре опять холодно, в антрактах в фойе зрителям дают горячий кофе, отрывая уго лок билета, — второй раз не подойдешь. После спектакля едем в ресторан встречать Новый год. Елка есть, но нет шампанского, часов с боем и телевизора. Круглые столы сервированы по 10 человек, кухня — китай ская. Все остальное — по-нашему: речи, поздравления. Ура! Проводили Старый год, встретили Новый. Поздравили солистку балета Лену Лыткину с днем рождения — она родилась именно 31 декабря в 24.00. Из наших же музыкантов образовался и диксиленд — танцы, песни, хоровод. В 2 часа ночи чокнулись за наш сибирский Новый год, за дом, за Родину и поехали с песнями в отель. Хорошо, что солисты оперы не слышали наше го пения... Все, спать. Завтра у «лебедей» работа. 1 января 2007 года С утра не понять — кто мы, где мы? Что за город? Сучжоу. Уютный, красивый. Наш отель практически на острове. Вокруг каналы, омывающие водой каменные домики. Недаром Марко Поло назвал этот город «Восточной Венецией». Здесь 160 мостов, а протяжен ность каналов — 35 километров. По ним ходят туристские катера и лодки. Рядом с оте лем старый город, где с утра можно погулять, поесть, полюбоваться узкими улочками, пагодами, храмами, мостиками, заглянуть в сувенирные лавки. И обязательно купить свежей клубники, которая здесь и зимой сладкая, ароматная. На спектакле — аншлаг, но ни одного европейца. Не перестаем удивляться: опоздавших пускают в любое время, вновь все сидят одетые, иногда пьют, едят, громко разговарива ют во время действия. Так принято? Во втором антракте наблюдаю, как китайские дети Пекин. На площади Тяньаньмынь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2