Сибирский Колизей, 2007, № 3
1957 год. Впервые в Китае Архив Пятьдесят лет назад, в конце августа 1957 года балетная труппа и симфонический оркестр Новосибирского государственного театра оперы и балета (172 человека) выехали на гастроли в Китайскую Народную Республику. Эта поездка была для наше го театра первыми зарубежными гастролями. 1 сентября в Шанхае состоялся спектакль «Лебединое озеро». Зал летнего театра «Культурная площадка» города Шанхая вместил в этот день 15 тысяч зрителей. Публика принимала аплодисментами каждый номер спектакля. Интерес к гастро лям оказался настолько велик, что, как писала газета «Гуанминьжибао», 400 тысяч билетов на спектакли новосибирцев были раскуплены задолго до начала гастролей. Шанхайский летний театр, рассчитанный на 12 тысяч зрителей, постоянно прини мал лишнюю тысячу любителей балета. Всего в ходе гастролей запланировано было 48 выступлений, а на самом деле состоялось 86. Их посетило 440 тысяч человек. 125 тысяч зрителей имели возмож ность принять актеров непосредственно на предприятиях. Помимо «Лебединого озера», в программе гастролей значились «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Берег счастья» Спадавеккиа. Гастроли широко освещались в советской прессе. Мы публикуем выдержки из статей, опубликованных в газетах «Советская Культура» и «Советская Сибирь». Встречи в Шанхае В свой первый выходной день, 6 сентября, новосибирские артисты балета, гастроли рующие в Китайской Народной Республике, решили встретиться с трудящимися Шан хайского судостроительного завода. Когда пять автобусов с советскими артистами при близились к заводскому клубу, послышались дружные аплодисменты собравшихся на улице судостроителей, звуки национальных музыкальных инструментов и... выстрелы. Кое-кто от неожиданности даже немного испугался. Оказалось, что это были ракеты- хлопушки — традиционная принадлежность народных праздников в Китае. В помеще нии рабочей столовой, где должен был состояться концерт, стены были украшены Лидия Крупенина в балете «Жизель» лозунгами и плакатами на китайском и русском языках с приветствиями совет ским гостям. Программа выступления была разнообразной: адажио из «Лебеди ного озера» сменялось китайским танцем из балета «Берег счастья», «Танец малень- Гуанчжоу. Мемориальный зал Сунь Ятсена Новосибирский театр в Пекине ...«Достать билеты на спектакли новосибирцев не менее трудно, чем построить Вели кую стену,» — шутят сегодня пекинцы. И действительно, билеты на спектакли балетной группы Новосибирского театра оперы и балета достать почти невозможно — они были раскуплены уже задолго до начала гастролей сибирских артистов в Пекине. Зрители и китайская печать тепло встречают выступления мастеров советского искусства. Боль шое внимание театру оказали руководители Коммунистической партии и правитель ства КНР, посетившие ряд спектаклей. На одном из них присутствовал почти полный состав пленума ЦК КПК, недавно закончившего свою работу. Б. Петров («Советская Культура», 22 октября 1957 г.) Сорок восемь дней в Пекине По широкой асфальтированной магистрали катятся один за другим наши автобусы, и за окнами открывается новый, не известный нам ранее город... Так вот он какой — Пекин! Первое, что бросается нам в глаза,- необычное, предпраздничное оживление в городе. Через день исполняется восемь лет существования Китайской Народной Рес публики, и столица одевается в праздничный наряд... Огромное многоэтажное здание новой гостиницы «Синьцяо» гостеприимно распахи вает нам двери. Но отдыхать некогда: едва устроившись, мы отправляемся знакомиться с театром «Столица», где нам предстоит открывать гастроли. Театр удобный, красивый, но сцена маленькая. Придется «на ходу» перестраиваться, приспосабливаясь к новым условиям. Утром начинается генеральная репетиция «Лебединого озера». Мы удивлены: репети ция, а зрительный зал переполнен! Здесь собрались артисты пекинских театров, музы канты, режиссеры, художники, писатели, журналисты, педагоги и учащиеся хореогра фического училища. Утром следующего дня в газете «Дагунбао» появилась статья под заголовком «Перво классное танцевальное искусство». «Вы, наверно, любите советский балет? — писала газета. — И вам, очевидно, было жалко, когда Уланова выступала у нас в Китае, и вам не удалось ее посмотреть? Но сейчас у вас имеется исключительный случай осуществить свои желания — балетная труппа Новосибирского государственного театра оперы и балета с завтрашнего дня будет выступать в Пекине. Выступления советского балета будут продолжаться более месяца.... Статья знакомила читателей с нашим театром, с нашими спектаклями и заканчивалась оценкой «Лебеди ного озера»: «Выдающееся танцевальное искусство, тонкое мастерство артистов, пре красные декорации, заключающая в себе большую силу музыка оставили незабываемое впечатление!..». Вечером, после репетиции, усталые и взволнованные первым знакомством с пекински ких лебедей» — «миниатюрами» китайского композитора Хэ Лу-чана в исполнении симфонического оркестра. Но каково бы ни было содержание номера, его неизменно встречали и провожали бурными аплодисментами. По окончании концерта, после речи директора завода, исполнителям был вручен памятный подарок — отлично сде ланный макет корабля.В следующий выходной состоялась встреча с военными моряка ми. На празднично украшенном корабле оборудовали специальную сцену. Зрители разместились всюду, где только могли: на палубе, трапах, мостиках, даже на мачте, отку да спускались красные полотнища с китайскими иероглифами и русскими буквами, складывающимися в слова дружбы и привета. В приветственной речи командир кораб ля поблагодарил советских артистов за их приезд и вручил памятное красное знамя. Тем временем корабль отошел от берега и пошел по реке Хуанпу в сторону Янцзы. Начался концерт. Вместе с советскими мастерами балета в нем приняли участие арти сты Китайского военного ансамбля. По окончании концерта танцевали все вместе на той же сцене под гармонь, пели русские и китайские песни, беседовали, знакомились. Прощаясь, новосибирцы пригласили моряков на свой спектакль «Дон-Кихот», который должен был состояться на следующий день. ...12 сентября был дан большой концерт на вечере встречи с советскими специалиста ми, командированными для работы на предприятиях Шанхая. А еще через день состоялась одна из самых замечательных встреч — с крестьянами окрестных сельско хозяйственных кооперативов. Больше четырех тысяч крестьян собралось посмотреть искусство советских гостей. Специально для этого концерта на огромном поле рядом с новой школой была построена великолепная сцена с задником, кулисами и даже «ямой» для оркестра. Были исполнены отрывки из балетов Чайковского, «Дон-Кихота», сцена пионерского костра из «Берега счастья» и много других номеров. ...Огромное впечатление производят на советских артистов встречи с китайскими мастерами сценического искусства. Новосибирские гости побывали в коллективе ста рейшей в стране Пекинской оперы, руководимой выдающимся артистом Чжоу Синь- фанем, беседовали о новых путях развития китайского музыкального искусства с работниками Шанхайского экспериментального оперного театра, познакомились с мастерством артисток Шаосинской оперы. Э. Шумилова ( «Советская Сибирь», 1 октября 1957 г) Мао Цзэдун и солист балета Герман Янсон ми зрителями, мы присутствовали на праздничном приеме, устроенном товарищем Чжоу Энь-лаем в честь зарубежных делегаций, гостящих в Пекине. ... Товарищ Чжоу Энь-лай подходит к нашей делегации. В теплой, непринужденной беседе он расспрашивает о подробностях предстоящих гастролей коллектива в столи це, шутит по поводу того, что мы уже вскружили голову китайским зрителям, вспомина ет о своем посещении театра в Новосибирске... Первое октября. Народному Китаю — восемь лет! Мы на трибуне для гостей на площади Тяньаньмынь. Многотысячный красочный, ликующий поток движется по площади. Вместе с приветственными возгласами летят вверх тысячи белых голубей, разноцвет ные шары. ...Зрительный зал театра «Столица» на премьере «Лебединого озера» 2 октября предста влял собой уменьшенную копию праздничной трибуны на площади Тяньаньмынь. В зале присутствовали руководители партии и правительства КНР — товарищи Чэнь Юнь, Го Мо-шо, Лу Дин-и, Шэнь Янь-бин, а также бывший вице-президент Индонезии профессор Хата, английская балетная труппа, артисты современного мексиканского балета, иностранные корреспонденты, представители дипломатического корпуса, советский посол в КНР Юдин, китайские и советские журналисты... Большой успех сопутствует балету «Лебединое озеро». С неменьшим подъемом прохо дят и последующие спектакли: «Дон-Кихот», «Берег счастья» и «Жизель». Вот как писала об этом газета «Вень-хуэйбао»: «В то время, как мир горячо приветствует запуск Советским Союзом искусственного спутника Земли — звезды счастья и мира, пекинская публика так же восхищена и прекрасными выступлениями советских работ ников искусства... Со 2 октября в Пекине выступает балетная труппа Новосибирского государственного театра оперы и балета. Каждое выступление балетной труппы встречает восторженный прием зрителей...». Коллектив работал очень напряженно. Почти ежедневно в течение полуторамесячного пребывания в Пекине мы давали спектакли, сначала в театре «Столица», затем в поме щении театра «Небесный мост». И тем не менее далеко не все желающие смогли попасть на наши спектакли. Профсою зы Пекина организовали специальные рабочие контрольные посты, которые следили за распределением билетов. На наши спектакли попадали лучшие производственники, передовые рабочие и служащие города. Нам рассказывали, что пакистанский посол, просмотрев несколько наших спектаклей, примерно так формулировал свои впечатления: «Не знаю, чему больше удивляться сей час: то ли баллистической ракете, то ли концертам Давида Ойстраха, то ли запуску искусственного спутника Земли, то ли гастролям новосибирского балета в Пекине... Самое восхитительное, что все это из Советского Союза!». Э. Шумилова («Советская Сибирь», 10 декабря 1957 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2