Сибирский Колизей, 2007, № 3
Происхождение реквизита Средневековый рыцарь Театр создает на сцене другую реальность, не всегда похожую на окружающую действительность, но часто — не менее убедительную. Чтобы зритель поверил в эту «вторую» реальность, должны быть убедительны не только артисты, но и весь материальный мир: декорации, костюмы, реквизит. Предметы обихода, утварь и посуда, оружие всех времен и рыцарские доспехи — все это создается в бутафорном цехе театра. Работа бутафора требует разнообразных умений, знаний, фантазии, изобретательности — иногда приходится поломать голову, чтобы выполнить требования художника. Нужен, кроме того, элементарный художественный вкус. Он, впрочем, и есть — прошлой осенью в Доме актера прошла выставка, на которой свои картины показали бутафоры Владимир Скирда и Тимур Гуляев, а также заведующий механическим цехом Петр Хоботов. Тимур Гуляев пишет полные юмора и иронии работы с уклоном в фантастику — «Улитка на склоне» в его трактовке, например, изображает улитку на гребне морской волны. Названия других его картин — «Соло на барабане», «Кошкин сон» — говорят сами реквизиту относятся чуть ли не как дети к игрушкам — играют и ломают. Автоматы из «Аиды» то и дело приходится ремонтировать. К премьере оперы «Катя Кабанова» у бутафорного цеха своей работы мало, и они помогают цеху столярному делать мебель. Владимир Алексеев, оторвавшись от почти готового шкафа, рассказывает, что помогать столярному цеху им не впервой — для балета «Золушка» в цехе делали единорога-, на котором героиня приезжала на бал. В «Кате Кабановой» работы по дереву очень много — купола церкви, настилы мостков, беседка, мебель. Сценография художника- постановщика спектакля Игоря Гриневича реалистична и досконально воспроизводит реалии России XIX века, как того и хотел режиссер Томаш Шимерда. Заведующий столярным цехом Сергей Иванович Корниенко, показывая макеты, говорит, что главная проблема — время. Объем работы большой, а срок премьеры все ближе, приходится к станку становиться и самому. С технической стороны, говорит он, сложности нет: «Вот когда делали мебель для «Дон-Кихота», пришлось постараться — мебель резная, разнообразная, и каждый предмет требовал демонстрации всех за себя. Есть фантастичные сюжеты и у Владимира Скирды: херувим среди ветвей, паруса «Летучего голландца» на городской улице. На живописных картинах Петра Даниловича Хоботова, написанных в традиционной реалистической манере, — природа, леса и овраги, деревенские улочки и дома. Как ни странно, сюжетов на тему оперы или балета ни на одной из выставленных картин нет. Не театром единым живут создатели реквизита и декораций... Чтобы оценить объем и уровень работы бутафорного цеха, надо заглянуть на склад реквизита. В самом цехе — два средневековых рыцаря в доспехах, автомат на двери, циклопических размеров посуда и муляжи яств: курица, окорок. Бутафор Тимур Гуляев Заведующий столярным цехом Сергей Корниенко знаний и умений». Сергей Иванович знает, что говорит — он в театре с небольшими перерывами полвека. Играл на ударных в оркестре, потом сломал руку, и музыку пришлось оставить — хотя барабан, с которым он вернулся из армии, висит до сих пор на двери его кабинета. Про бутафорию он тоже знает не понаслышке — начинал в бутафорном цехе. И рассказать может о любом спектакле за последние пятьдесят лет. Например, о том, как делали голову для оперы «Руслан и Людмила» — такую, чтобы в ней помещался небольшой хор. Или дуб для оперы «Русалка», в котором должен был отражаться характер Мельника... Когда вблизи видишь процесс изготовления реквизита и говорит, что посуду и снедь делали для «Аиды», но режиссер передумал их использовать — так и остались на полке. Работы в цехе всегда хватает — если нет заказа на реквизит к очередной премьере, всегда надо ремонтировать старый, готовый реквизит к декораций, понимаешь всю их условность: купола сделаны половинками, латы и доспехи — из папье-маше и марли... Но на сцене все это становится настоящим. И в этом и заключается, наверное, волшебная сила искусства. возвращающимся на сцену после реконструкции спектаклям. Заведующий цехом Владимир Алексеев говорит, что артисты к Бутафор Тимур Гуляев Сергей Алексеев Заведующий бутафорным цехом Владимир Алексеев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2