Зыков Н. Каждым ударом сердца_Совет. Сибирь. – 1981. – 15 янв. – С. 2

Д Е Л Е Г А Т Ы X X V I С Ъ Е З Д А К П С С К ОГДА Олег объявил Б агаеву, что станет по его примеру во­ дителем автобуса, в душе Николая А лексеевича плес­ нулась радость. Но он ьье по­ дал віьда. Может быть, у пар­ ня сиюминутное ж елание, ко­ торое завтра исчезнет, как снег под лучами майского солнца? Не погасит ли порыв романтики проза жизни? Хлеб водителя автобуса не сладок. В ІІАТП-1, пожалуй, нет более преданного шоферско­ му делу человека, чем Б ага­ ев. А в этот раз он стал от­ говаривать своего единствен­ ного сына от •ьбаранки:.. Де­ лал это искусно, не ж алея ни красок, ни ехидства. Вставай ни свет ни зар я. Выслуши­ вай нотации вечно недоволь­ ных пассажиіюв. Б удь всегда в предельном напряжении. Д а пропади она пропадом, эта ш оф грская жизнь... Олег не поддался на про­ вокацию. С хитроватой ух- мььлкой прервал отца; — То-то. смотрю, ты ни­ как не расстанешься со своим Ли.ьѴЗом. А ведь по нему дав­ но мартен плачет. Олег прихватил но.мер «Со­ ветской Сибири» г большим — на це.іую страницу — очерком «Трудные дороги Николая Б агаева* и отпра­ вился в Кировский райвоеы- ко.мЯт. Газетой запасся не­ спроста. Председатель при­ зывной ко.миссии предложил ему служить іьа флоте. Тут- то Олег и воспользовался ве­ щественным аргументом: — -Хотелось бы шагать по отцовской тропе,— и показал газету. Николай А.чексеевич пожу­ рил сына за неуважение к флоту- Впрочем, его бранли- вость была напускной. Но всему видать, Олег сделал свой вььбор после серьезных размыш-чении. А с этим нель­ зя не считаться. ІІресгуііно устраивать надолбы на пути к призванию . Зто настоящая трагедия, когда че.ьовек сел не в своя сани; для него про­ фессия — хуже мачехи. И, напротив, когда дело по ду­ ше, оно дарит тебе радость, окры-чяеі. Олег после демобилизации из армии работает водителем автобуса п ПАТІІ-1. Еще до прььзыва ыа службу но наи. равлеыню Кировского раіі- военкомвта закончил шофер­ ские курсы. Путь самого Б агаева к .лю­ бимой профессии был куда более тернист, растянулся на многие годы. Шофёром стал лишь в армии. Вероят­ но. пото.му до сих пор свежн в его памяти впечатлеіыья от первой самостоятельной іьо- сздкн на видавшем виды ЗИСе. У.чабистая дорога то яруто поаны.мвдась по косо- ^Гбру. Л гірнчудЛіівбй .-Фйтой сбегала вніьз. В кузове гро- .хотала' бочка с горючн.м, пе­ рекаты ваясь от одного борта к яОугомѵ. Неимоверно трясло. .Л НіьколйП. мертвой хваткой вцеыившіьйся в баранку, что- то мурлы кал себе под нос. Свершилось... Как-то Багаев пригласил ме­ ня п ро кати ться с ним по марш- о ттуда ли хач ). И видел он есе; гр узо ви к, который почему-то решил обгонять его справа, ле гко в уш ку, упорно про тиски ­ вающ ую ся м еж ду левым бор­ том автобуса и осевой линией шоссе и м еш ающ ую Багаеву п р и н ять в сто рону, чтоб объе­ ха ть вы кативш ий КЗ двора на проезж ую часть самосвал. Все поведение Николая А лексее­ вича в сто время — серия цеп­ к и х и то ч ны х движ ений. М ягко и д гг Л иА З; ни резкого снрипа тормозов, ни рева дви гателя на форсаж ном режиме. Профессио­ нализм вы сочайш его класса го­ ворит сам за себя. Н ет, не зря Николай А лексеевич удостоен почетного звания «Заслуж ен ­ ный работник автомобильного тр ан спор та Р С Ф С Р » . Впереди — участок загород­ ного шоссе а сплошном панци­ ре гололеда. А втобус начинает тан ц евать. П ребы вавшие в со- стояни сладкой полудремы п ас. саж н сы забеспокоились.. Б а га ­ ев хладнокровно миновал опас­ ную зон у. Но давтся зто ему непросто. Напряж енно зауч ат слэва его обвинения: «Посадить бы того, кто должен за дорогой следи ть, сейчас на мое место и ск а за ть ; вези з ти х людей по ль д у. И помни: каж дого ж дег м ать, или м уж , или дети, или чески грамотной эксплуата- цыи автобус и в Сььбири с ее суровым климатом в сос-, тоянии пройти без капиталь­ ного ремонта в д в а— три раза больше предус.мотренных нормативами 270 тысяч кило­ метров. А возможно, и мил­ лион... В ПАТП-1 его смелый за ­ мысел встретили не только аплодисментами и пожелани­ ем удачи. Несколько пред­ приимчивых шоферов пыта­ лись доказать Багаеву аб­ сурдность ьь пагубность его затеи для общего благополу­ чия. — Что тебе, бо.Чьше всех надо? — увещевали его.— Выс.тужнваешься перед на­ чальством. авторитет зараб а­ тываешь... Николай Алексеевич хму­ рил брови, жда.ч, когда еь’о оппоненты дадут ему в о з м о н і - ность объяснить свое отноше­ ние ко всему этому. Увы! КАЖДЫМ УДАРОМ С Е Р Д Ц А р у ту от городского аэропорта до То лмачоасиого. Я на стал от* накиааться Николай А лаксеааич приаыч* но сел эа руль и плавно послал автобус аперад. Л и А З, набогаа* ший и том у аремани саыш е миллиона нилом атрса баз напи» тельного ремонта, подчинялся ему баспранословно. Багааа си. дал саоСодно, слоено о тд ы хая. Л иш ь глаза неотрывно сладили эа дорогой впаради, за боко­ выми улицами (не вы летит ли иаваств, и п усть он этим лю ­ дям а глаза посм отрит...». Багаев гл я н ул в зеркальц а. Что это там , в конце салона? Дым? Кто-то эакур и л. — Товарищ и, п ассаж и р ы ,— прозвучал в микрофон его го­ л о с,— кур и ть н ельзя. Потер, пите, скоро конечная останов­ ка — Толмачввский аэропорт. Через несколько м и н ут по­ смотрел — к у р я т по-прежнему, Николай А лексеевич остановил* м аш ину, поднялся. Двое парней си дят с невинным видом, а из рукавов пальто — стр уй ки ды ­ ма. — Как некрасиво. В авто бу­ са ж енщ и ны , дети , пожилые люди, а лослгднии раз преду­ преждаю . К а ж е тся, образумились. и вот мы в гараже. Набе- га.чся за день автобус-ми.члн- онер. Николай Алексеевич с хозяйской неторопливостью осматривает Л н.43. Вид у машины бодрый, но если при­ глядеться, видно — устала. — С тареет мой Л иА З. Ко­ нечно, дадут новый автобус, это не проблема. А все-таки с этьг.м ж алко будет расста­ ваться. Притерлись мы друг к другу... То, чего опасался Николай .Алексеевич, в конце концов с.тучылосы Пришло время расстаться с ЛіьАЗом. Но ав­ тобус, на котором Б агаев без капитального ремонта про­ шел космическое расстояние — полтора миллиона кило­ м етров,— не стал пищей для .мартенов; он установлен на территории автопредприятия на специальном постаменте. Каждый ьдоііь НмкошіѴ Алек- " сеевнч встречается <. ним. • Привет, дружище!» — мыс­ ленно произносит Багаев, проходя возле автобуса, ко­ торый служил ему верой и правдой более четырнадца­ ти лет. И каких лет... С ЕГОДНЯ V него толь­ ко на предприятиях Западно - Сибирско­ го территориального транс­ портного управления сотни последователей. Признание пришло к Николаю А лексее­ вичу не сразу, отнюдь не сразу. Свой сверхнор.мативный пробег он начал в мае 1964 года. Багаев пришел к твер­ дому убеждению: при техни­ Защнтннков «общего благо­ получия» устраивала игра в одни ворота, в его аргумен­ тах они не ььуждал.цсь. И тог­ да, воспользовавшысь пау­ зой. Б агаев сказал; — Вы привыкли смотреть на государство, как на дой­ ную корову. Зн аете только одно — давай-давай. А я все равно не отступльось. Эта полемика не оставила особых последствий в его д у ­ ш е. Оппоненты хорошо помнят О п равах, но постоянно эабыва- ю т о своих о бязан ностях. Мне­ ние та к и х грош а медного не сто и т. Куда больш ую опасность та и т в себе соблазн, освящ ен ­ ный авто ритетам и. — Сколько раз заним ался техн и ческим уходом автомоби­ ля в вы ходны е дни и во время отп уска? — спраш иваю у Ни­ колая А лексеевича. В о твет Багаев см еется: — Не счи тал Во всяком с л у ­ чае, отгулов накопилось сто ль­ ко. что года не х в а ти т, чтобы их компенсировать. Ещ е задолго до вступления Багаева в партию шоферы ув а­ ж ительно назы вали его комм у­ нистом . Так Николая А лексее­ вича прозвали эа несгибаемый хар актер и принципиальность, за то, что он не мож ет рабо­ та ть вполнакала. И вот од­ наж ды , как гром среди ясного неба, по гар аж у пронеслось: «багаеа получил ключи от ком­ фортабельного «Тур и ста». Кое- кто вти хом олку злорадствовал. Водители с лю бопытством про: аожали глазам и Багаева, кото­ рый шел осм атривать новень­ кий , сверкающ ий заводской красной автобус. Но сенсация не состоялась. Через несколько м и нут Нико­ лай А лексеевич отдал ключи от «Тури ста» .своем у см енщ ику П етрову: — Ради бога, Петр Дмитрие­ вич, отнеси и х директору. Ина­ че оскандалим ся на всю об­ ла сть ... Ем у было сты дно своего ми­ н утного м алодуш ия; ч уть не "б’ ы Г о "* " от^ м но си л. Соблазнился! Пой- і >и на попятную было бы ственным для его самолюбия. И сноса череда внешне ничем не прим ечательны х дней, наполненны х будничным трудом , напряж енность которо­ го возрастала по мере того, как на спидометре Л иА За накручи ­ вались все новые и новые ты ­ сячи километров. в свободное от работы время идти на стужу, в сутолоку го. родского транспорта, доби­ ваться приема V должност­ ных лиц, чтобы решить воп­ росы благоустройства, водо. снабягения, освещения... Воз- хіожно, кому-нибудь заботы Б агаева представятся мелки, мы, несущественными. Но есть высокая симво.дика в том, что он, простой шофер, прокрутив целый день баран­ ку. вечером по-хозяйски за­ нимался проблемами быта своих сограждан. И в этом служении людям вндел высо­ кий смысл. П СЛЕ моего ухода из гаража Николай Алексеевич еще дол­ го возььлся у автобуса, что-то подкручивал, шприцевал. Го товнл машину к следующе­ му рейсу. Домой отправился поздно. По дороге вспомнил, что завтра у него выходной. П я т о го октября 1980 год ЛАЗ-697, на которо Н. А . Багавв и его смеі щ ик А . Г. Солодянки возили пассаж иров в Толм: невский аэропорт, был постаі лен на технический осмот] Утром , как обычно, Никола Алексеевич приш ел в гараж . Однако утром он, как всег­ да, был на работе. Предстоя­ ло провести рейд с народны­ ми контролера.мн . проверить на складах, как хранятся запчасти. А потом собрать комі.мунистов колонны, где Б агаев партгрупорг: нужно приструнить нарушителей трудовой дисциплины. И в этот день, свой выход- ноГі, Николай Алексеевич возвращ ался домой поздно. На остановке возле Дома офицеров к нему подошла, приветливо улыбаясь, моло­ дая женщина. — Здравствуйте. Николай Алексеевич! — Что-то не припомню вас,— смутился он. Да я с вашей помощью устроила дочурку в детскйй Іесть созывов подряд Ба- гйіЬва избйралй депутатом Центрального районного Со- вбта. Затем , после двухлет­ него перерыва, он снова по­ лучил мандат народного из­ бранника. Неотложные депутатские обязанности заставляли его — Вот это сю рприз! Я думал, ты не придеш ь, — удивился сьленщик. Солодяннин пришел в ПАТП -1 после армии. Сколько раз на первы х порах выручал его дя^ дя КоляЬ Однажды в автобуса на линии забарахлил двигатель. Вечером молодой шофер долго искал причину неисправности Тщ етноІ Подошел Николаи Алеисееаич. «И мы, — вспоми­ нает комм унист Александр Ген­ надьевич Солодяннин, — с ним вдвоем до глубокой ночи копа­ лись в мотора. Исправили. Мне даж е как-то неловко было, что надолго задерж ал его после ра­ боты...» В то утро приход Багаева • гараж для Солодянкина явился полной неожиданностью . У че­ ловека законны й выходной. В его возрасте и при его состоя­ нии здоровья мало найдется охотников лиш ний раз лазить под автобус. Но главное не этом, в гараж е з:нали; Николая А лексеевича переводят на дру­ гой автобус А он в выходной день лезет под стар ы й ... У знав об этом ф ак те , секре- тар ь партбюро автопредприятия А натолий Иванович Овинников вос.кликнул: — Узнаю Николая Аленсееви- чаі Не побоюсь гром ких слов: к а т а к и х ,,к а к Багаев, держится зе»|іля. , Водитель ПАТП-1 Герой Социалистического Труда Николай Алексеевич Багаев избран ко.ммунистами обла­ сти делегатом XXVI съезда Ко.Уімунистической .партии Советскоь’о Союза. Н. ЗЫКОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2